Власти Центрального района Симферополя с сентября намерены
прекратить уборку центральных улиц города, возложив эту «почетную» обязанность
на предприятия и организации, офисы которых там расположены. Причина этого
отнюдь не желание перевоспитать соотечественников, приучив к чистоте, а
банальное отсутствие денег в бюджете района.
Вдвое меньше прошлогоднего
Изрядно надоевший кризис сначала обрушил на головы украинцев
массу финансовых проблем, а теперь еще собирается утопить в коммунальных бедах.
Первым сигналом стало сообщение Центрального райсовета Симферополя о том, что
уже с 1 сентября центральные улицы крымской столицы не будут убираться силами
коммунальщиков, как это делалось всегда, потому что теперь на это нет денег.
Председатель Центрального райсовета Сергей Цыбулев говорит, что закончились и
ассигнования, и живые деньги, чтобы оплачивать услуги подрядчиков, выигравших
тендер на уборку центра города. Из-за экономического кризиса в стране (или,
правильнее сказать, кризиса власти) задолженность райсовета перед
жилищно-коммунальными предприятиями на 1 августа оказалась 1,7 млн. грн., что в
ближайшее время поставит под угрозу возможность санитарной уборки района.
«Причина в том, что в нашей стране бюджетный процесс поставлен
с ног на голову, — говорит Цыбулев. — Вместо того чтобы формировать местные
бюджеты снизу, а излишки денег, которые остаются, отдавать в госбюджет, у нас
все происходит с точностью до наоборот: Минфин Украины спускает контрольные
показатели вплоть до районных советов, а мы должны принимать бюджет строго в
этих рамках. В результате если в 2006 году райсовет потратил на благоустройство
района 3,2 млн. грн., убирая около 25 улиц из 256, в 2007-м — 4,5 млн. грн.,
увеличив количество убираемых улиц до 39, в 2008 году убирали примерно 70 улиц,
на что израсходовали 7,5 млн., а на 2009 год нам спустили контрольный показатель
в размере 3,5 млн. грн.». Чтобы уложиться в вдвое урезанные суммы, райсовет
сначала уменьшил на десяток количество убираемых улиц, а на некоторых сократил
периодичность уборки — вместо ежедневной перейдя на еженедельную. Кроме этого,
власти района рассчитывали выйти из положения за счет
дополнительно заработанных средств. Однако даже перевыполнив
плановые показатели по итогам первого полугодия на 7% и распределив
дополнительные 1,2 млн. грн. на уборку, все равно не смогли закрыть бюджетную
брешь. Перспективы на второе полугодие оказались еще более туманны, потому что в
районе, как, впрочем, и во всей стране, отмечен сильный спад производства и как
следствие — сокращение рабочих мест и уход зарплат в тень. А основной источник
денежных поступлений в казну — налог с доходов физлиц, который из зарплат в
конвертах не высчитывается.
По старым правилам
А теперь чиновники вспомнили об утвержденных горсоветом еще 3
года назад правилах содержания и уборки территории. Этот документ обязывает
предприятия и организации независимо от формы собственности, находящиеся на ул.
Пушкина, Карла Маркса, Серова, Розы Люксембург, Горького, Гоголя, Самокиша и
Маяковского, отвечать за уборку прилегающих участков, причем как территорий
общего пользования, так и рекреационных зон. «На центральных улицах граница
определяется до края бордюрного камня на дороге, на остальных до середины
дороги». В 2006 году заставить предпринимателей заниматься благоустройством
прилегающей территории не получилось: «На заседании исполкома тогда было принято
примерно 76 решений, которыми закреплялись территории за предприятиями и
организациями. Но буквально через пару недель после этого в райсовет посыпались
протесты прокуратуры с требованиями отменить эти решения как незаконные. Мы
долго с прокуратурой беседовали, разъясняли, отклоняли, некоторые решения
вынуждены были отменить, в частности, закрепление территории конечных остановок
за перевозчиками», — вспоминает глава района. Но сейчас эта мера может стать
спасительной для города.
«Мы будем просить отнестись к этому серьезно и с пониманием, —
говорит глава райсовета. — Районный бюджет ежемесячно только на уборку
центральных улиц тратит почти 100 тыс. грн. — это большие деньги, потому что
ежедневные поступления в бюджет района составляют 15 — 25 тыс. грн. Из них нужно
не только обеспечить уборку, но и выплатить зарплату учителям и работникам
детских дошкольных учреждений, содержать социальную сферу. А для каждого
предприятия, по нашим подсчетам, уборка и содержание прилегающих территорий
обойдется максимум в 100 — 150 грн. в месяц. Согласитесь, это не такие большие
средства».
Кроме этого, в Центральном райсовете столицы рассчитывают, что
инициатива будет иметь еще и воспитательный характер, то есть поможет привить
чувство ответственности за состояние своего города, ведь как сказал классик:
разруха в головах. Хотя председатель райсовета уже предвидит, что после его
громкого заявления в приемной выстроится очередь из правоохранителей с
требованиями отменить решение. Впрочем, в нынешней ситуации только благодаря
сэкономленным таким образом бюджетным средствам удастся до конца года пусть
частично, но все-таки поддерживать порядок и убирать мусор на других улицах. «На
скверы и парки у нас пока еще средства копеечно маленькие, но есть. По крайней
мере, я думаю, что конца декабря мы эти 110 тыс. грн. растянем», — говорит
Цыбулев.
Если же предприятия не пойдут навстречу, то чиновники намерены
действовать жестко. «Мы, естественно, не дадим утонуть району в грязи, будет
создана летучая бригада, которая будет оперативно производить уборку
загрязненных территорий, а на таких предпринимателей будем подавать в суд с
целью возмещения ущерба, который был нанесен ими бюджету райсовета. Более того,
просить суд о наложении ареста на принадлежащее ответчику имущество, в том числе
на банковские счета для обеспечения суммы иска», — пояснил Цыбулев. А собственно
говоря, в данной ситуации выбор невелик: либо повторить судьбу итальянского
Неаполя, в начале 2008 года утонувшего в мусоре, либо взяться за уборку города
всем вместе, ведь не могут же до бесконечности убирать улицы только дворники,
которые уже 2 — 3 месяца не получают зарплату. http://1k.com.ua