Угроза досрочных парламентских и президентских выборов
висит над Украиной как дамоклов меч, мешающий политикам
сконцентрироваться на решении экономических проблем. Как может
разрешиться этот вопрос – какие выборы наиболее вероятны? Кто в них
заинтересован и почему? Сохранится ли статус-кво до осени или зимы?
Какие факторы окажутся решающими в изменении политической ситуации на
Украине? Попытаемся для начала разобраться с интересами крупных
политических игроков, которые будут обуславливать их дельнейшие
действия. 1. Интересы сторон Президент Виктор Ющенко.
Вследствие долгого конфликта у Ющенко сложилось крайне негативное
отношение к премьер-министру Юлии Тимошенко (этим объясняются
постоянные попытки с его стороны отправить правительство в отставку или
усложнить условия его деятельности). Поэтому одним из базовых его
интересов будет недопущение ее до поста президента или до любой иной
высшей власти на Украине. Отсюда также следует интерес Ющенко в
создании помех для работы коалиции. Еще
один важнейший интерес президента Ющенко – остаться в украинской
политике (возможно, не в роли президента). Ющенко не намерен полностью
концентрироваться на поддержке своего «преемника» Арсения Яценюка, а
хочет играть самостоятельную роль. В своем интервью газете
«КоммерсантЪ-Украина» от 15.04.2009 г. Ющенко ушел от ответа на вопрос,
кого видит продолжателем своего курса на посту президента Украины.
Некоторые эксперты и журналисты отмечают сильное стремление Ющенко быть
переизбранным на второй срок, хотя сам он понимает крайнюю сложность
этого (президентский рейтинг Ющенко сейчас находится примерно в рамках
статистической погрешности – 2%-3%). От этого стремления и
невозможности его реализации можно ожидать неожиданных ходов от Ющенко
и его команды. Ющенко подчеркивает, что
период его правления имел целый ряд положительных сторон (свобода
слова, выбора, возрождение национального духа, восстановление
исторической справедливости). Вероятно, он приходит к выводу, что он
опередил время в своих «реформах» (идея, близкая к мессианству). Это
укрепляет его желание продолжить начатые им «грандиозные
преобразования». Ющенко может планировать свое переизбрание на
должность президента на следующих выборах (которые могут быть
досрочными). Другим важным интересом
Ющенко (или части его команды) остается PR Яценюка как самого
популярного человека в его окружении, который может снова вывести
Ющенко на «политический олимп» после вероятного краха осенью-зимой 2009-2010 годов. Для
того чтобы остаться в политике Ющенко нужно представительство своих
интересов в парламенте. На май этого года планируется очередной этап
съезда «Нашей Украины», где должны быть проведены большие кадровые
перестановки, которые позволят Ющенко и его сторонникам вывести из
партии симпатизантов Тимошенко. Ющенко заинтересован в том, чтобы
провести досрочные парламентские выборы до президентских (к примеру,
осенью, 2009 года), потому что после президентских Ющенко может
потерять свою команду и последних спонсоров. Для
успешного возрождения «Нашей Украины», рейтинг которой на апрель –
менее 2%, необходима поддержка олигархов, которые (как утверждают
некоторые источники) теперь ориентируются на работу с Тимошенко (Игорь
Коломойский, Ринат Ахметов) и Яценюком (Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ,
который также может являться одним из спонсоров Партии регионов). Для
решения этих задач потребуется время, поэтому для Ющенко сейчас важно
не допустить проведения досрочных президентских выборов до досрочных
парламентских. Для этого, в свою очередь, необходимо воспрепятствовать
сближению Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. Премьер-министр Юлия Тимошенко.
Для нее самый главный интерес – удержание и расширение высшей
политической власти на Украине. Она это продемонстрировала, не уйдя с
поста премьера в период острого социально-экономического кризиса на
Украине. Многие эксперты и политики подчеркивают, что для Тимошенко не
важна должность, но важны полномочия, которая эта должность дает.
Поэтому она может стремиться к расширению полномочий премьера, которое,
правда, потребует изменений Конституции. А их невозможно сделать без
фактической коалиции с Партией регионов, фракция которой в парламенте
может ей обеспечить 300 голосов, необходимых для конституционных
изменений. Однако такой союз не находит поддержки у части руководства
Партии регионов. Поэтому такие изменения крайне затруднены, учитывая, к
тому же, что на повестке дня перед парламентом и правительством стоят
гораздо более важные для них текущие экономические проблемы (принятие
новых антикризисных мер). Непосредственно
для удержания премьерской власти Тимошенко нужно сохранить нынешнюю
коалицию в парламенте и не допустить досрочные парламентские выборы до
досрочных президентских – будучи президентом легче переформатировать
парламент. К тому же, досрочные парламентские выборы сейчас ставят ее
правительство в ранг и.о. Для
осуществления своей главной цели – победы на президентских выборах –
Тимошенко необходимо снизить быстро растущий рейтинг Яценюка. Он
является основным конкурентом для нее на западе и в центре страны. По
данным апрельского (01.04-09.04) опроса
киевской компании Research&Branding Group, Яценюк уже опережает
Тимошенко на западе – 25% против ее 24,6% (ошибка выборки может
составлять +/ — 2,2%), и отнимает большое число голосов в центре страны
– 10,9% против ее 21,2%. Поэтому усилия команды Тимошенко могут быть
направлены на дискредитацию Яценюка как человека из команды
непопулярного президента Ющенко, как экс-спикера Верховной рады, при
котором парламент «не работал» и т.д. Даже
при условии падения рейтинга Яценюка у Тимошенко пока сильная
конкуренция со стороны Януковича (по данным RBG на апрель рейтинг
Тимошенко – примерно 16%, а Януковича – 28%). Тимошенко для изменения
ситуации необходимо либо проводить новую популистскую кампанию (на
которую едва ли есть деньги), либо готовиться к масштабным протестным
акциям для пересмотра итогов предстоящих президентских выборов, если
они будут не в пользу Тимошенко, либо договариваться с командой
Януковича о перераспределении высших государственных постов. Выбор
может пасть на последнее, учитывая усталость населения от «майданов» и
высокое желание договариваться со стороны «регионалов». Тимошенко
также необходимо сохранить целостность внутри блока своего имени: во
время обсуждения вопроса о досрочных парламентских выборах внутри БЮТ
разгорелись жаркие споры. Иностранные
государства (Россия, США, страны ЕС) могут помочь правительству закрыть
дефицит бюджета — 2009 и спонсировать избирательную кампанию
Тимошенко. Интересы этих стран в первую очередь будут касаться
приватизации украинских предприятий и управления украинской
газотранспортной системой. Поэтому Тимошенко необходимо балансировать
между этими «центрами силы». Лидер Партии регионов Виктор Янукович.
ПР – партия промышленников и предпринимателей, поэтому их основные
интересы сосредоточены в экономике, а политика здесь вторична. Их
бизнес сильно страдает от отсутствия новых антикризисных законов,
которые бы обеспечили поддержку реальному сектору экономики. Поэтому
партия и ее лидер заинтересованы в получении высшей политической власти
на Украине, а значит – в досрочных парламентских и президентских
выборах. Для экстренных мер по поддержке экономики «регионалы» готовы
идти на компромиссы с остальными крупными игроками – Ющенко и Тимошенко
– и могут согласиться на занятие только «экономического блока» в
правительстве. Поэтому они могут отказаться от проведения досрочных
парламентских выборов до президентских. 2. Действия сторон Президенту
нужно время, чтобы обеспечить рост популярности «Нашей Украины» и
Яценюка с его «Фронтом перемен», который панируется превратить в партию
только к сентябрю этого года (об этом заявлял сам Яценюк). Нужно также
провести «инвентаризацию» всех сколько-нибудь лояльных президенту
политсил (разобраться, что делать с «Единым центром», который неплохо
(13,8%) выступил на тернопольских выборах в марте этого года). Поэтому
Ющенко, как и Тимошенко, сейчас не заинтересован в досрочных
парламентских выборах. К тому же, с
назначением даты президентских выборов на 25 октября досрочные
парламентские выборы невозможны по закону (за полгода до
президентских). Однако стоит учитывать «легкое» отношение политиков к
букве закона и апелляцию к его «духу». Тимошенко
выгоднее договориться с «регионалами», в первую очередь, по
антикризисной программе (ее спонсоры также страдают от недостатка
соответствующих мер) и, что пока видится маловероятным, по вхождению
«регионалов» в состав правительства (в экономический блок). Ход с
переговорами между ПР и БЮТ выгоден Тимошенко, чтобы отвлечь
«регионалов» от переговоров с президентом, которые могут закончиться
(при условии выхода из коалиции Блока Владимира Литвина) досрочными
парламентскими выборами. Однако Литвин пока не проявляет себя как
«фрондист» в коалиции с Блоком Юлии Тимошенко. В
свою очередь Ющенко заинтересован в том, чтобы время от времени
отвлекать «регионалов» от переговоров с Тимошенко, чтобы те не
договорились о досрочных президентских выборах и о перераспределении
мест в руководстве страной после них. «Регионалы»
в силу своей раздробленности на группы не могут выработать единой линии
поведения относительно Тимошенко и Ющенко. Поэтому их действия похожи
на покачивание маятника от Тимошенко к Ющенко. С другой стороны, они
будут всячески стараться усилить конфронтацию между Тимошенко и
Яценюком, которая повышает шансы Януковича победить на президентских
выборах. Таким образом, стороны все больше
концентрируются на президентских выборах, которые едва ли будут раньше
25 октября (это не выгодно ни Тимошенко (падающий рейтинг), ни Ющенко).
Однако Тимошенко, понимая свои слабые перспективы на президентских
выборах и такие же слабые перспективы изменения Конституции в свою
пользу, может попытаться предложить компромиссный вариант – «временный
президент» на 2 года (о чем уже заговорили в журналистском сообществе)
и/или выборы президента в Верховной раде (Янукович-президент,
Тимошенко-премьер). Такая расстановка
сил между главными игроками в общих чертах может сохраниться вплоть до
25 октября. Однако всколыхнуть ситуацию может попытка Ющенко совместно
с «регионалами» провести досрочные парламентские выборы до 25 октября
(или перенести президентские выборы на 17 января 2010 года с
проведением до них досрочных парламентских выборов). Эта попытка имеет
большие шансы провалиться. Во-первых, она нарвется на отсутствие денег
на выборы в бюджете (что может быть решено при помощи внешних займов,
которые зависят от решений Кабмина Тимошенко). Во-вторых, осенью 2008
года Тимошенко продемонстрировала, что контролирует суды, а значит,
может отменить неугодные ей выборы парламента. Также
вероятны до президентских выборов различные аппаратные войны – за
контроль над Национальным банком Украины (для эмиссии денег, которая
может потребоваться Тимошенко), над Внутренними войсками (особенно,
если социальная напряженность будет возрастать), над судами в целом и
Конституционным судом в частности (он чрезвычайно важен для признания
легитимности/нелегитимности новоизбранного президента). В электоральном
плане возможно усиления Яценюка, который пока не обладает большим весом
в государственном аппарате, но который может рассматриваться целым
рядом украинских олигархов как наилучший для них кандидат на должность
президента (не обременен громкими конфликтами в прошлом, молод, нет
своей команды и планов по реприватизации – по крайней мере,
официально). Яценюк также является
наилучшим кандидатом для Ющенко в качестве нового президента Украины
(кроме него самого). У самого Ющенко практически не сохраняется шансов
на «силовой вариант», так как нет четкого контроля со стороны
президента над СБУ и Внутренними войсками, армия же, как утверждает, к
примеру, политолог Владимир Корнилов (Украинский филиал Института стран СНГ), не достаточно боеспособна для путча.
|