Ситуация
Вторник, 07.05.2024, 02:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню
Приемная
Общественная приемая
Разделы новостей
Украина [4302]
Крым [1368]
Новость дня [07.05.2024]
Сегодня материалов нет.
Партнеры
Наш опрос
Выполнит ли Янукович В.Ф. свои предвыборные обещания после инаугурации?
Всего ответов: 91
Главная » 2009 » Март » 24 » «Ни первый, но и не второй» - тот же спикер.
«Ни первый, но и не второй» - тот же спикер.
09:39

     Из-за груды бумаг, возвышающихся на рабочем столе Владимира Литвина, на посетителей кабинета хитро поглядывает чеширский кот. «Дочка подарила», - расплываясь в улыбке, поясняет спикер. Сам он тоже отдаленно напоминает сказочного персонажа. Кот исчезает, улыбка его остается. Остается напоминанием коллегам по политическому террариуму о наличии в колоде еще одного игрока. Стоит Банковой задуматься о «силовом сценарии», ПР и БЮТ – о сближении, немедля возникает вопрос: а как же Литвин? Ведь спикер и указы о роспуске Рады, и «чрезвычайные» указы СНБО, и вето президентское может саботировать, и «ширку» регламентными нормами заблокировать, и много еще чего. Превратившись в «разводящего» по долгу службы, заставил с собой считаться и «лучше выдумать не мог».

     В промежутках между пленарными неделями Литвин гастролирует по стране – встречается с людьми. Де-факто, с избирателями. Урок кампании 2006-го, в ходе которой вояжами себя не перетруждал, он хорошо усвоил. В 2007-м в рамках летнего агитационного тура он проводил по несколько митингов в день. В результате, к вечеру ноги отекали так, что тяжело было передвигаться. В 2009-м, он времени тоже зря не теряет. Подозревает: или Раду опять преждевременно сменят, или  сам он спикером до конца каденции не доработает.

     Избегая ответа на вопрос о том, намерен ли он баллотироваться на президентский пост, Литвин вполне искренен. В отличие от большинства других понимает: не в сидении на Банковой счастье. Будучи «ни первым, но и не вторым» - тем же спикером, от жизни можно получать гораздо больше удовольствий, выгод и куда меньше проблем. Свою «золотую акцию» в 2010-м он, конечно, разыграет, но не обязательно в статусе кандидата. И эта компромиссность Владимира Михайловича для его потенциальных конкурентов дорогого будет стоить.

     Первым о модернизации избирательного законодательства заговорили вы. Позже тему подхватили остальные – от ЕЦ до ПР. Насколько, по вашему, реально воплотить эти изменения? На каких условиях, в какие сроки?

      Я просто предложил комплексный подход – обобщил предложения, ранее звучавшие разрозненно, собрал то, что витает в воздухе. Если и это не поможет... Тогда, наверное, придется, признать: Украине как государству не поможет вообще ничего, и существовать оно не может.

     Послушайте наших политиков. Оказывается, несовершенство законов и Конституции – главная причина того, что страна теряет свои, и без того не очень крепкие, позиции в мире. Раз есть несовершенства – давайте их устраним! Если и после этого украинские политики продолжат демонстрировать генетическую неспособность держать удар, а только искать и находить виновных, вывод будет один: государствообразующая нация – это не о нас.

     С тем, что избирательную систему необходимо менять, соглашаются все, но если честно, особого желания перенести теоретические «размышлизмы» в практическую плоскость я не вижу.

     Зато есть пока неафишируемое стремление ускорить внесение изменений только в закон о выборах народных депутатов. Цель – в очередной раз переизбрать действующую Раду, причем объявить об этом во что бы то ни стало до июля (за полгода до окончания президентской каденции на досрочную ротацию ВР налагается вето. - С.К.).

     Чье это стремление?

     Тернопольские выборы – хороший стимул для такого шага, как кое-кто считает. И кое-кто называет их торжеством демократии. Я не согласен.

     Обратите внимание: на протяжении дня явка избирателей была низкой, затем – резко увеличилась. Хотя на западной Украине люди идут на участки сразу же после богослужений. Посмотрите также, насколько отличались данные социологических исследований, проводившихся накануне, от результатов самого голосования. Разрыв между ними слишком велик, в пределы статистической погрешности никак не укладывается.

     Все это позволяет говорить о том, что в Тернополе произошел вброс бюллетеней и подкуп избирателей.

     Силами ЕЦ и ПР, при попустительстве Банковой? Это очень серьезное обвинение.

     Я берусь утверждать это, поскольку очевидно, что за ночь настроения людей, их предпочтения столь резко поменяться не могли. Тем более на западе страны, известном консерватизмом политических симпатий.

     Отсюда вывод: Тернополь был «экспериментом», успешный опыт которого кое-кто надеется распространить на досрочные парламентские выборы. Их хотят провести, во-первых, для того, чтобы определиться, что делать с выборами президентскими. Во-вторых, для того, чтоб перестраховаться – «забив» себе на всякий случай место в парламенте. В-третьих, чтоб устранить ключевого конкурента.

     Думаете, Секретариат осмелится применить админресурс?

     Это разве админресурс?! Нет, админресурс – это когда руководитель, допустим, собирает коллектив, «подсказывает», за кого проголосовать. А вброс бюллетеней требует другого определения.

     Победу в Тернополе одержала «Свобода» Тягныбока, которую, впрочем, тоже уличали в «крышевании» Секретариатом.

     Результат «Свободы», на мой взгляд, вполне объективный. Я давно прогнозировал: радикальные лозунги, бескомпромиссные позиции становятся все более и более востребованными. Избиратель устал, кризис влияет на мнение людей. Все логично…


     У пропрезидентской команды рейтинг на уровне плинтуса. Как с ним на выборы идти? До лета ситуацию вряд ли исправить.

     Не стоит педалировать проблему рейтинга. Я же приводил пример Тернополя: какие рейтинги были до выборов и какие получились после – по факту. Рейтинги, как оказалось, вообще роли не играют. Гораздо важнее – ловкость рук и никакого мошенничества.

     Ключевые игроки сегодня все друг друга шантажируют – боятся время упустить. Предложение звучит следующее: или вы перевыборы инициируете, или провоцируете развал парламента, чтобы сменить конфигурацию коалиции и соответственно Кабмин, или нам одно остается – вместе над импичментом работать.

     Вы же понимаете: нынешняя экономическая ситуация работает против политических тяжеловесов. Как бы они не демонстрировали «стабильность» своих «высоких» электоральных показателей, на самом деле, разочарование людей массовое - электоральные потери стремительно увеличиваются. Особенно в регионах, ранее считавшихся оплотом, вотчиной той или иной политсилы.

     Сфальсифицировать кампанию в масштабах страны довольно сложно. В 2004-м это привело к Майдану.

     Фальсифицировать абсолютно все незачем – достаточно «сделать» нужный результат. Технологии на отдельных территориях уже отработали, логично – на общенациональных выборах тоже попробуют применять ее именно на отдельных территориях.

     Уровень жизни граждан сегодня стремительно падает. О политических симпатиях они уже думают меньше, убеждения вытесняет элементарная мысль: как выжить, прокормить семью.

     Конечно, этим попытаются воспользоваться. Но вынуждать человека отдавать голос за кусок хлеба - кощунство нижайшего, извините, пошиба. Людям приходится выбирать: или купить ребенку необходимую вещь или, сохранив верность своим предпочтениям, проголосовать, как они считают нужным.

     Обоснуйте, пожалуйста, ранее высказывавшееся предположение относительно того, что парламентская и президентская кампании состоятся одновременно. Почему вы так думаете?

     Потому что экономическая ситуация ухудшается все больше и больше.

     Еще в сентябре, приходя на встречи со мной, люди требовали дать им слово, что перевыборов не будет - 70% выступали против. Сегодня им уже все равно. Наоборот даже, живут надеждой: завтра придут другие, вот они-то уж точно обманывать не будут. При этом настаивают на изменении избирательной системы – хотят знать, кого именно персонально предстоит выбирать.

     Следующий момент. Не секрет: когда раньше я приезжал в районные центры или села, мои коллеги по партии часто подвозили людей на встречи – чтобы в полупустом зале лидеру не выступать. Сегодня никто никого не подвозит – нет необходимости. Достаточно просто проанонсировать встречу – люди сами приходят. Залы заполняются до отказа, даже проходы забиты. Я в этом убедился на той же Тернопольщине, где, как известно, так просто аудиторию вообще не соберешь. А в Крыму, в Раздольном, последний раз мы проводили встречу на улице - по требованию людей. В зале все желающие, их было больше тысячи, не помещались.

     Причины просты. Люди ищут поддержку друг в друге. Идя на встречу, надеются услышать нечто такое, что хоть чуть-чуть успокоит. Ведь сегодня все мы, без исключения, находимся в нервном, порою озлобленном, возбужденном состоянии.

     То есть, на мой взгляд, одновременное проведение двух кампаний может быть обусловлено требованием улицы.

     Кроме того, в этом заинтересованы и будущие участники президентской гонки. Ведь рейтинги лидера политсилы и самой политсилы работают в таком случае друг на друга. Члены списка стараются для президентства вождя, вождь – для получения ими как можно большего количества мандатов. Чем больше в парламенте твоих депутатов – тем надежнее «зонтик». Ведь из нескольких десятков соискателей на главный пост президентом станет лишь один. И первое, что сделает победитель – начнет «гонять» побежденных.

     Если в активе «побежденных», одного или нескольких, наличествует конституционное большинство, не очень-то погоняешь – угроза импичмента актуальна всегда.

     Мы обсуждали это на последней встрече с руководством фракций. Из множества вопросов один был скромно озаглавлен так: «Об инициативе отдельных фракций». На самом деле, речь шла именно о предложении КПУ о старте процедуры импичмента.

     Накануне я поручил юристам из аппарата Рады проанализировать ситуацию в целом. Выяснилось: с учетом выполнения всех норм закона, для реализации только процедуры импичмента требуется до девяти месяцев. Не говоря уже о содержательном наполнении этого процесса.

     То есть сегодня провести такую инициативу фактически невозможно. Впрочем, на результат-то никто, похоже, не рассчитывает. В данном случае куда важнее сам процесс, который превращается в целую политическую платформу, позицию, агитационную трибуну. Формирование образа врага – известный прием. Это позволяет и в критике упражняться и от себя удар отводить. Что в полуголодном и обозленном обществе – таком, как сегодня украинское, – особенно важно.


     Вы очень много ездите по стране…

     Да, поездки возобновил после перерыва - кресло обживал (смеется).

     Де-факто это – предвыборный тур. Только термин «встречи с избирателями» пока подменяется термином «встречи с людьми». Но сути-то это не меняет – вы стараетесь закрепить в сознании граждан свой электоральный образ.

     Да, я этого не скрываю!

    Значит, подозреваете: либо каденция ВР прежде срока закончится, либо термин вашего спикерства. Председателю Рады по стране вояжировать явно проще чем даже рядовому наредпу, вот и стараетесь по максимум использовать возможность.

     Не согласен. Народному депутату и даже лидеру фракции ездить проще. Потому что сейчас, приезжая в регион, первым делом я вынужден от местного начальства отбиваться. Вежливо так им говорю: «Уважаемые, я своей работой занимаюсь, вы – своей». Так, чтобы обид не возникало… а то я человек, понимаете, тонкий, деликатный – других старюсь не обижать.

     В остальном нынешние мои поездки от прежних ничем не отличаются. Партхозактивов никто мне не организовывает.

     Я ведь хочу не только сам людьми быть услышан, но прежде всего слышать их, чувствовать настроения. Иначе, как правильно определять свою позицию в парламенте, как выступать на ток-шоу? Я-то, допустим, могу думать, что позиция правильная, хотя, на самом деле, люди ее совершенно не разделяют.

     Итак, на Банковой хотят переизбрания Рады летом?

      Не только там.

     Где еще?

     Я же рассказывал, кое-кто мне сегодня говорит: или новую коалицию нам помогите сделать, или выборы провести - в противном случае, придется нам вас атаковать…

     А, это вы о Регионах.

     Параллельно происходит процесс подпугивания, как я его называю, возможностью создания широкой коалиции.

     Большого секрета не открою, если расскажу, что во время последней нашей встречи с Президентом он сказал мне: «Понимаете, может так случиться – возникнет широкая коалиция». На что я, человек понятливый, догадываясь: речь о моем спикерстве,- ответил: «В нынешних условиях, Виктор Андреевич, за власть не держаться, а бежать из нее надо».

     Поэтому меня сейчас ни процесс формирования широкой коалиции, ни какие-то органзационно-кадровые изменения абсолютно не волнуют. Подчеркиваю: абсолютно не волнуют! Главное, чтобы книг в кабинете много не накапливалось, а то, знаете ли, выносить потом не очень удобно.

     Меньше-то их – из-за кризиса, стали покупать?

     Зависит от того, какая книга. Просто понравившуюся я уже давно не покупаю, исхожу из того, насколько она мне полезна будет. Вот в прошлую субботу купил больше десятка книг. Все они нужны и важны, все интересные и полезные. Не просто прочитать – проглотить хочется! (смеется)

     Времени только не хватает. Вечером домой приезжаешь – должен периодику просмотреть, интернет. Даже если точно знаешь: ничего особо полезного, а тем более приятного для себя, там не почерпнешь.

     Зато в прошлое воскресенье всего за сутки такую вот книгу прочел (складывая пальцы, показывает толщину – страниц не менее пятиста, судя по всему. - С.К.). Автор – бывший сотрудник КГБ, непосредственно принимавший участие в борьбе против УПА, фамилия его – Санников. Описываются события, происходившие на Западной Украине в начале 50-х. Основа – архивные документы секретных служб. Многое я знал и раньше, но нашел и много нового.

     Единственное, в течение дня на разбор своего архива пару раз прерывался.

     В каком контексте Ющенко говорил вам о «ширке»: предупреждал или он и сам ее опасается?

     С Президентом обсуждали текущую ситуацию – обычный разговор. Он, как я понял, серьезно настроен на изменение избирательной системы. В том, что касается народных депутатов, – точно. И я бы не сказал, что это просто любительский интерес.

     Правки избирательного законодательства неполноценны без конституционных. В противном случае, не избежать правовых кривотолков.

      Изменение закона о выборах народных депутатов не предполагает изменения Основного Закона. В Конституции, по крайней мере, ничего об этом не сказано. Единственное, по поводу чего могут возникнуть вопросы, так это относительно завуалированных норм императивного мандата. Но в изменении избирательной системы в целом Конституция Верховную Раду не ограничивает.

     Даже если Тимошенко предлагает продлить срок полномочий местных советов еще на год? Пытаясь де-факто дать им предвыборную взятку.

     Закон обратной силы не имеет. Сейчас мы должны сделать все, чтобы унифицировать сроки пребывания в статусе депутата – от сельсоветов до ВР. Плановые выборы местных советов – от областных до сельских – должны произойти в марте 2010-го. Для унификации же сроков действительно необходимы законодательные правки, чтобы новоизбранные депутаты работали пять лет. Ведь если бы Рада предыдущей каденции не была досрочно распущена, то ей также предстояло бы работать всего четыре года. Поскольку досрочные выборы проводились в 2007-м, вступила в действие одна из норм переходного раздела Конституции, определяющего срок каденции ВР пятью годами.

      Ранее вы обещали не допустить преждевременного разгона Рады. То есть может получиться как в прошлый раз: на Банковой указ подписали, на Грушевского его не признают – продолжают работать?

     «Под настроение» парламент разгонять нельзя. Да, полностью доверяют Верховной Раде всего 1% украинцев, но это значит, мы должны радикально улучшать качество своей работы.

     При этом очевидно: поиск причин для роспуска, в том числе силового характера, сегодня продолжается. Тем более, ключевые игроки, как мы уже говорили, заинтересованы в переформатировании. Но если президентская кампания пройдет в условиях нынешней правовой неразберихи, касающейся в том числе и полномочий гаранта, новоизбранный глава государства, получивший поддержку больше половины граждан, будет чувствовать себя наиболее легитимным представителем власти. Значит, попытается эту Раду побыстрее разогнать.

      К сожалению, реалии наши именно таковы, о них открыто надо говорить.

     Новому гаранту сподручнее менять депутатов чуть позже, чтобы сполна использовать кредит доверия, выданный населением, на комплектацию лояльного законодательного органа.

     Если так, в 2010-м страна работать не будет - продолжит «свободное падение».

     Прогнозируем: первый тур президентских выборов назначен на 17 января. Через две недели проводится второй. После подсчета голосов пойдут суды, обжалование результатов, выяснение отношений и т.д. На подготовку к инаугурации тоже отводится определенное время. А уже в марте, в соответствии с действующим законодательством, у нас должны пройти выборы в местные советы. Вот и посчитайте.

     Сейчас на уровне руководства фракций мы обсуждаем варианты решения этой проблемы так, чтоб избежать нарушения Конституции. Лично я категорически против совмещения выборов Президента и местных советов, а также ВР и местных советов. При таком повороте событий на участках будут выдавать по пять бюллетеней - любой в них запутается. О сознательном выборе в таком случае говорить не приходиться. Тогда как для махинаций и фальсификаций лучшей почвы не найти.

     Необходимо осознать – я всегда говорю это людям на встречах – власть такая, какой они ее выбирают…

      obozrevatel.com

Категория: Украина | Просмотров: 545 | Добавил: News | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход
Поиск
Реклама
Погода
Курс валют
Украинских гривен Украинских гривен
ЕВРО(EUR)//-//
Курс Российского Рубля Информер(RUB)//-//
Доллар США(USD)//-//
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Ситуация © 2024
Сайт управляется системой uCoz