На последнем пленарном заседании Верховной Рады Крыма депутаты
пытались распределить средства на профилактику правонарушений. Согласно
принятой в 2008 году региональной комплексной программе, они
распределяются между ведомствами автономии, которые непосредственно
занимаются этой работой.
Однако оказалось, что из миллиона гривен милиции не досталось
ни копейки! Случился скандал. Начальник крымского главка МВД, генерал
Николай Ильичев назвал такое отношение депутатов следствием того, что
милиция «не захотела кланяться бандитам». В сессионном зале он заявил,
что председатель постоянной комиссии по правопорядку Людмила Лубина
ранее «была адвокатом преступной группы» и поэтому сейчас бюджетные
средства выделяются милиции избирательно. Она же, в свою очередь,
назвала его «не генералом, а ментом».
В итоге деньги не выделили никому, а вопрос завис в воздухе. К
нему планируют вернуться на следующем заседании сессии. Но, судя по
людям, которые прямо и косвенно влияют на принятие решений в ВР Крыма,
общественности еще предстоит услышать подробности некоторых биографий.
ПОДВОХ «ЛУБИНСКОГО» МИЛЛИОНА
Как ни странно, отсутствие главного правоохранительного ведомства
в перечне претендентов на финансирование по программе профилактики
правонарушений не вызвало удивления ни у кого из крымских депутатов,
присутствующих в сессионном зале. Протестовал только Николай Ильичев.
Видимо, единственный, кто заметил такой казус. Он обвинил в этом автора
проекта решения парламента – председателя постоянной комиссии по
правовым вопросам, правопорядку и чрезвычайным ситуациям Людмилу Лубину.
И заявил, что «это будет до тех пор, пока адвокат преступной группы
будет решать соответствующие вопросы». По данным генерала, Людмила
Лубина, работая адвокатом, выступала защитницей некоторых людей,
причастных к бандитским группировкам. «Для меня это оскорбление. Надо
давать деньги или всем ведомствам, или никому», – подчеркнул он.
После этого председатель крымского парламента Анатолий Гриценко
приказал отключить микрофон главного милиционера Крыма. Депутат
Александр Овдиенко с трибуны вступился за честь дамы и посоветовал
Ильичеву извиниться перед ней за «неуместные упреки», которые «не
соответствуют званию генерала, находящегося при исполнении». Людмила
Лубина прокомментировала это из зала: «Он не генерал, он – мент».
Следует отметить, что противников финансирования милиции из
республиканского бюджета среди депутатов немало. При обсуждении проекта
крымского бюджета на 2009 год судьба «лубинского миллиона» (а именно
так называли средства, предназначенные для профилактики правонарушений,
в бюджетно-финансовой комиссии Верховной Рады) обсуждалась очень
активно. Председатель контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Петр Запорожец предлагал отдать эти деньги Рескомитету по физической культуре и спорту. А депутат Александр Мельник
– Минздраву. «Почему мы решили урезать финансирование культуры и
спорта, какая конкретно у нас стоит проблема: борьба с наркоманией, с
детской преступностью? Почему не Минздрав, а милиция первична?
Содержать культуру и медицину мы обязаны! А поддержать милицию или нет
– это наша добрая воля», – цитирует депутата «Крымское Эхо».
В итоге назначение миллиона осталось неизменным. А вот
распределить его, согласно предложенной Людмилой Лубиной разнарядке, не
удалось – депутаты не утвердили.
ПРАВОНАРУШЕНИЯ БУДУТ ПРОФИЛАКТИРОВАТЬ СПАСАТЕЛИ?
К этому вопросу депутаты, скорее всего, вернутся в марте. Поэтому
есть время внимательно изучить предлагаемые поправки к программе
профилактики правонарушений. Проект предлагает распределить миллион
гривен между четырьмя ведомствами: территориальным управлением
государственной судебной администрации в АРК (260 тысяч гривен),
главным управлением СБУ Украины в АРК (300 тысяч гривен), прокуратурой
АРК (300 тысяч) и реcпубликанским предприятием «Аварийно-спасательная
служба на водных объектах» (250 тысяч гривен).
В пояснительной записке к проекту документа сказано, что
участниками программы (между которыми распределяется финансирование)
являются ведомства, «деятельность которых направлена на предотвращение
возникновения условий, способствующих совершению правонарушений, и
устранение причин, которые обуславливают совершение противоправных
действий». Однако каким образом предприятие «Аварийно-спасательная
служба на водных объектах», для которой в проекте предусмотрено
четверть миллиона гривен, относится к таковым? Ведь деньги ему
выделяются «для обеспечения безопасности населения на внутренних
водоемах и прибрежной полосе Черного и Азовского морей».
Людмила Лубина пояснила «Центру», что, включив
аварийно-спасательную службу в программу, предполагается внедрить
профилактику правонарушений в курортной сфере полуострова. «У нас в
прошлом году по Крыму утопленников, по которым были возбуждены
уголовные дела, было 136 человек. И мысль была такая, что предприятия,
которые будут непосредственно спасать этих граждан, будут
профилактировать правонарушения в курортной сфере», – объяснила
председатель комиссии. О самом предприятии
«Аварийно-спасательная служба на водных объектах» нам достоверно
известно только то, что оно было создано и утверждено на заседании
Совета министров в ноябре 2007 года. А его назначением является
«решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
возникающих на водных объектах» в связи с тем, что уровень
профессиональной подготовки спасателей и водолазов ГУ МЧС Украины в АРК
и их малочисленность, не всегда позволяют оперативно и результативно
действовать в случае утопления человека. На базе крымского главка
МЧС координат службы нет. В справочной службе «109» нам назвали телефон
телефона, по которому ответил сотрудник горно-спасательной службы
крымского Главка МЧС, который рассказал, что ему не известны не только
координаты предприятия «Аварийно-спасательная служба на водных
объектах», но и сама эта служба.
И все же трудно себе представить спасателя, который
вытаскивает из воды утопающего курортника и при этом еще и занимается
«устранением причин, которые обуславливают совершение противоправных
действий». Потому что главная причина таких происшествий на воде, как
правило, переоценка отдыхающими собственных сил при употреблении
горячительных напитков.
О самом предприятии «Аварийно-спасательная служба на водных
объектах» нам достоверно известно только то, что оно было создано и
утверждено на заседании Совета министров в ноябре 2007 года. А его
назначением является «решение задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих на водных объектах» в связи с тем,
что уровень профессиональной подготовки спасателей и водолазов ГУ МЧС
Украины в АРК и их малочисленность, не всегда позволяют оперативно и
результативно действовать в случае утопления человека.
Источник сообщил «Центру», что это предприятие некоторое время
сотрудничало с крымским главком МЧС. Узнать мнение главка нам не
удалось, поскольку его начальник Александр Мазилин – в отпуске. А в
пресс-службе нам посоветовали подать письменный запрос.
Руководителем предприятия на момент его создания, по информации
источника, была Галина Романова, возглавлявшая крымскую организации
партии «Яблоко». С самой же «аварийно-спасательной службой» нам
связаться не удалось. На базе крымского главка МЧС ее координат нет. В
справочной службе «109» нам назвали телефон телефона, по которому
ответил сотрудник горно-спасательной службы крымского Главка МЧС,
который рассказал, что ему не известны не только координаты предприятия
«Аварийно-спасательная служба на водных объектах», но и сама эта
служба. Он также посоветовал нам обратиться в дежурную часть ГУ МЧС.
Однако и здесь нам сообщили, что о таком предприятии ничего не знают.
«У нас при Главке есть аварийно-спасательные отряды, которые действуют
в регионах Крыма, а другой службы никакой нет», – подчеркнул дежурный.
С МИЛИЦИЕЙ БУДУТ «ЧТО-ТО РЕШАТЬ» Между тем статья 86 Бюджетного кодекса Украины запрещает местным
советам финансировать учреждения, содержащиеся за счет Государственного
бюджета. Но коль поддержка милиции действительно осуществляется
исключительно по доброй воле депутатов, выделить средства на
профилактику правонарушений именно ей было бы логичнее, чем
«Аварийно-спасательной службе на водных объектах». Тем более, по данным
Людмилы Лубиной, на сегодня милиция финансируется из госбюджета только
на 75% от потребностей. Прокуратура и СБУ – на 50%.
Людмила Лубина говорит, что Верховная Рада старается милиции
помогать: «Мы милицию никогда не обижаем, и для нее выделяем большие
средства. Нужны им машины для патрулирования улиц, мы их даем. Нужны
компьютеры и определенные средства связи, эти конкретные средства мы
выделяем. В позапрошлом году мы 21 машину купили для силовых структур».
И причина, по которой милиция не попала в список ведомств,
финансируемых по программе профилактики правонарушений, по словам
председателя профильной комиссии, всего одна – начальник Главка опоздал
с бюджетным запросом. «Бюджетный запрос поступил в Верховную Раду
только 10 февраля. А к нам в комиссию – только 13-го. А проекты решений
сессий готовятся за десять дней до начала пленарных заседаний. Поэтому
это его вина», – отметила она. Кроме того, говорит Людмила Лубина,
генерал просит много – 5 миллионов гривен, которых в бюджете нет. Однако если учесть, что у
этого вопроса есть реальные противники в лице конкретных депутатов, его
разрешение не обещает быть легким. И данном случае на повестке дня
стоит не просто вопрос о финансировании милиции. И уж тем более не
общественные интересы, в частности, по профилактике правонарушений,
особенно актуальной в кризисный период. Просто это очередной бой,
который некоторые депутаты считают личным делом.
Николай Ильичев же утверждает, что потребности
милиции в бюджете не учтены потому, что это не выгодно депутатам,
имеющим криминальное прошлое, а сейчас – большое влияние в Верховной
Раде автономии. «Мы просили в бюджетном запросе столько, сколько,
исходя из современных реалий, мы могли получить. А денег не получили
потому, что милиция наступает на одни структуры, на другие.
Принципиально расследует уголовные дела, а это многим не нравится. Надо
кланяться. А мы кланяться бандитам не будем!», – заявил генерал
«Центру».
Неоднократное направление бюджетных запросов в постоянную комиссию
Верховной Рады АРК по правовым вопросам, правопорядку и ЧС с просьбой
выделить средства на первоочередные потребности милиции для обеспечения
профилактики правонарушений, по словам Николая Ильичева, ни к чему не
привели. «В бюджете на 2009 год этих средств нет. Патрульно-постовая
служба ходит пешком, участковым не хватает формы одежды. Если нам не
выделяют деньги, то как можно спрашивать потом отчет о работе? Денег на
милицию необходимо много. На профилактику преступности выделили один
миллион. Его распределили. Милиции там нет. Так кто же
профилактирует?», – подчеркнул генерал.
Этот вопрос, действительно, остается открытым. По крайней мере, до
следующей сессии. Председатель постоянной комиссии по правопорядку
сообщила «Центру», что по нему в Верховной Раде «будут что-то решать».
Бюджетный запрос Ильичева все еще находится в комиссии. «Мы его
рассмотрим на очередном заседании комиссии. И что-то будем решать. Мой
проект о выделении средств силовикам не прошел. Это должен быть другой
проект. Поэтому должен быть конструктивный диалог, а не истерики,
которые мы видели в сессионном зале», – заявила она.
Однако если учесть, что у этого вопроса есть реальные противники в
лице конкретных депутатов, его разрешение не обещает быть легким. И
данном случае на повестке дня стоит не просто вопрос о финансировании
милиции. И уж тем более не общественные интересы, в частности, по
профилактике правонарушений, особенно актуальной в кризисный период.
Просто это очередной бой, который некоторые депутаты считают личным
делом.
Анна АНДРИЕВСКАЯ www.investigator.org.u