Ситуация
Вторник, 24.12.2024, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню
Приемная
Общественная приемая
Разделы новостей
Украина [4302]
Крым [1368]
Новость дня [24.12.2024]
Сегодня материалов нет.
Партнеры
Наш опрос
Выполнит ли Янукович В.Ф. свои предвыборные обещания после инаугурации?
Всего ответов: 91
Главная » 2009 » Февраль » 11 » Кто достоин быть министром
Кто достоин быть министром
12:44

     После того, как провалилась попытка проголосовать вотум недоверия правительству Юлии Тимошенко, наибольший интерес в околополитических кругах вызывает тема обновления персонального состава Кабинета Министров.

В СМИ активно обсуждается вопрос о том, кого из нынешних министров могут отставить, и кто может прийти им на смену. Но вот проблема: кто достоин быть министром, а кто нет? По каким критериям отбирать претендентов на министерские посты?

Эти, казалось бы, банальные вопросы на самом деле очень не просты. Например, Анатолий Гриценко, бывший министр обороны, утверждает, с присущей ему прямотой, что 80% нынешнего состава Кабмина необходимо отправить в отставку, поскольку профессиональные качества этих министров не соответствуют уровню правительства и вызовам экономического кризиса.

Регионалы криком кричат о непрофессионализме правительства Тимошенко. Несколько раньше во всех смертных грехах, в том числе и в непрофессионализме, обвиняли и первое и второе правительство Виктора Януковича.

Как определить степень профессионализма нынешних и будущих министров? По наличию образования и опыта работы, соответствующих отраслевому профилю министерства? Но, как известно, в политической практике большинства европейских стран член Кабинета Министров является политическим руководителем, а не отраслевым администратором.

Высокий уровень отраслевой профессиональной компетентности – дополнительный и существенный плюс для кандидата на пост министра, но не обязательное условие. Главная задача министра – осуществление в министерстве общей правительственной политики и координация деятельности министерства с другими центральными органами исполнительной власти. Возможный недостаток отраслевой компетентности компенсируется заместителями министра, которые и выступают в роли отраслевых администраторов.

Министр – в первую очередь политический менеджер. И главные требования – к его управленческим и политическим качествам. В условиях социально-экономического кризиса требуются сильные антикризисные менеджеры. Но министр – это еще и политик. А это значит, что он должен обладать стратегическим мышлением и волей, позволяющей реализовывать стратегические задачи, стоящие перед отраслью.

Увы, но большинство нынешних и бывших министров, занимались в основном оперативной текучкой, а не стратегическими проблемами.

Еще одно качество, важное для министра-политика, – талант коммуникатора. В современном демократическом обществе надо уметь доносить свою позицию идеи, убеждать в своей правоте и премьер-министра, и рядовых граждан, соприкасающихся с деятельностью твоего министерства, и даже своих подчиненных.

Это уже не говоря о моральных качествах. Сложнее всего – устоять перед соблазном использования высокой должности для личного обогащения.

Впрочем, хватит. Список высоких требований к потенциальным министрам можно продолжить и далее, но, боюсь, возникнет напряг с претендентами, которые могут соответствовать этим требованиям.

Если оценивать ситуацию по конкретным персоналиям, то проблема оценки профессиональных качеств выглядит еще сложнее.

Вот, например, нынешний министр экономики – Богдан Данилишин. Когда его назначали на должность, от многих коллег-экономистов приходилось слышать хорошие отзывы о нем как о высокопрофессиональном ученом-экономисте. Но сейчас слышно и много критики в адрес Данилишина как министра.

Однако Данилишин абсолютно лоялен премьеру и исполнителен. Поэтому его вроде бы оставляют на посту министра, а руководство ведомства усилят на уровне одного из заместителей министра. Поговаривают, что на этот пост прочат Владимира Ланового, одного из крупнейших украинских специалистов по макроэкономике, который к тому же имеет опыт работы и министром экономики, и вице-премьером.

В качестве одного из главных кандидатов на замену называют министра юстиции Николая Онищука. Его профессиональные качества не подвергаются сомнению. В данном случае другая проблема – Онищук представляет президентскую команду, которая ныне находится в жесткой конфронтации с премьер-министром Тимошенко.

И вот вам еще один критерий при формировании нового состава Кабмина – необходимость создания политически однородной и сплоченной правительственной команды. Иметь политически расколотое правительство – непозволительная роскошь в условиях экономического кризиса. В этой связи участие в правительстве Тимошенко регионалов возможно только в том случае, если они будут действовать в рамках общей, согласованной программы действий.

На пост министра юстиции от фракции НУНС выдвинуты сразу две кандидатуры – Виктор Мусияка и Алексей Резников. Виктор Лаврентьевич хорошо известен и как профессиональный юрист и как политик. Мусияка – очень принципиальный человек. В свое время, будучи представителем президента в парламенте, он не побоялся пойти на прямой конфликт с Кучмой.

В 2007 году Мусияка отказался баллотироваться в Верховную Раду в списке блока НУНС, поскольку не считал для себя возможным входить в политическую силу, которая поддерживала Виктора Ющенко. Такой принципиальный политик как Мусияка был бы очень кстати на посту министра юстиции при нынешних проблемах в судебной и правовой системе. Но вот вопрос – а уживется ли он с премьером Тимошенко?

У Алексея Резникова нет такого политического опыта, как у Мусияки. Но он известен и как талантливый юрист, и как блестящий коммуникатор, и как сильный менеджер. Наверняка Юлия Тимошенко предпочла бы иметь на посту министра юстиции представителя БЮТ, но по коалиционным раскладам – это квота фракции НУНС.

Квотный принцип и партийные интересы будут иметь едва ли не решающее значение при обновлении правительства Тимошенко. В том числе и потому, что нужны будут голоса 226 депутатов от разных политических сил для утверждения соответствующего решения в парламенте. Квоты квотами, а ответственность за профессионализм новых министров будут нести выдвинувшие их политические силы и премьер-министр.

Среди претендентов на посты вице-премьеров называют имена Виталия Гайдука, Петра Порошенко и Сергея Тигипко. Каждый из них много добился и в политике и в бизнесе. Есть и опыт работы на высоких постах в системе государственного управления. У каждого есть и свои многочисленные критики.

Но очевидно, что с помощью новых вице-премьеров Тимошенко стремится усилить и управленческий уровень правительственной команды, и ее динамику. Премьеру нужны сильные антикризисные "пристяжные" для того, чтобы вместе тянуть правительственный воз. К тому же Порошенко и Тигипко являются опытными коммуникаторами.

Многих удивило выдвижение Петра Порошенко на пост гуманитарного вице-премьера. Но рискнем предположить, что традиционное распределение функций и зон ответственности между вице-премьерами может быть изменено.

Петр Алексеевич хорошо знаком с бюджетной и монетарной политикой. И эти его навыки могут быть востребованы в правительстве. Если его делегируют на кураторство гуманитарной сферы, то наверняка с учетом приоритетности таких задач как инвестиционное обеспечение Евро-2012 и бюджетная сбалансированность социальной политики.

У всех троих претендентов на вице премьерские должности есть и общая проблема. Все они – выходцы из большого бизнеса. Впрочем, как оказалось, Юлию Тимошенко это не смущает. Она уже привлекала крупных бизнесменов (Сергей Буряк, Валерий Хорошковский) на работу в исполнительную власть. Ей в первую очередь нужны сильные менеджеры, остальное – дело контроля, и премьерского и общественного, за их деятельностью. В последние годы именно большой бизнес становится одним из главным источников новых менеджерских кадров для системы госуправления.

Необходимость обновления правительства Тимошенко абсолютно очевидна. Противостоять кризису должна и более сильная и более сплоченная правительственная команда. Но в контексте обновления персонального состава Кабмина станет очевидной и другая проблема. В стране дефицит сильных менеджеров, способных эффективно проводить качественно новую государственную политику.

Это касается и различных политических сил, и внепартийного управленческого сегмента. Идеальных кадровых вариантов просто не существует. У каждого претендента на министерский пост априори можно найти свои минусы и изъяны.

Выбирать придется из тех, кто уже показал свои возможности и готов работать в правительстве в условиях кризиса. И круг этих людей очень ограничен. Кто окажется достойным министром покажет только практика. Главным кадровым селекционером будет кризис.

 

 

Владимир Фесенко, для УП

Категория: Украина | Просмотров: 477 | Добавил: News | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход
Поиск
Реклама
Погода
Курс валют
Украинских гривен Украинских гривен
ЕВРО(EUR)//-//
Курс Российского Рубля Информер(RUB)//-//
Доллар США(USD)//-//
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Ситуация © 2024
Сайт управляется системой uCoz