2008 в плане внешней политики для страны был исполнен многих надежд.
Сейчас, в конце года, вынуждены констатировать: большинство из них так
и остались надеждами, без четкой перспективы их воплощения в жизнь. Украина
не получила ПДЧ в Бухаресте и Брюсселе, не продвинулась в плане
евроинтеграции, зафиксировав лишь ряд проблем с исполнением соглашения
об упрощении визового режима, но при этом резко ухудшила отношения с
Россией на фоне российско-грузинской войны. Единственный
"пряник", выданный официальному Киеву от Вашингтона – это Хартия о
стратегическом партнерстве между Украиной и США, подписанная 19 декабря
в Вашингтоне. К успехам на внешнеполитических фронтах,
безусловно, стоит отнести и конец многолетней эпопеи с вступлением в
ВТО, но эффекта от этого долгоожидаемого прорыва большинство украинцев
так и не ощутили. Частично причина внешнеполитических провалов
Украины в неблагоприятной внешней среде. Но в значительной степени эти
провалы обусловлены самой Украиной и внутреннеполитической ситуацией. В связи с этим, перспективы на следующий год – весьма туманны. В
стране свирепствует экономический кризис, сколько бы украинские
политики не говорили о том, что он пришел к нам извне, на западе
считают, что его причина во многом внутри страны. Даже те
страны, которых можно считать прозападными лоббистами Украины, сегодня
с тревогой наблюдают за происходящим в Украине и втайне радуются, что
отделились от нее Шангеном. Поэтому, пока Киев не решит две
главные проблемы - экономической стабилизации и политической
стабильности, разговоры об эффективной внешней политике придется
отложить. Это - время для анализа того, что удалось сделать, и
что нужно будет делать в следующем году в связи с глобальными
изменениями на карте мира. Бухарестский провал Прошедший год мог стать поворотным в плане евроатлантической интеграции страны. Мог, но не стал. Бухарестский
саммит вместо присоединения Украины и Грузии к Плану действий
ограничился достаточно общей и теоретической декларацией, в которой
зафиксировано, что "Украина и Грузия станут членами НАТО". Но вот когда
это случится – остается вопросом. О причинах провала в Бухаресте написано уже достаточно много. Тем не менее, определенные выводы стоит помнить.
Итак, в апреле все усилия Киева и Тбилиси, даже с помощью
откровенного давления президента США Джорджа Буша, наткнулись на
жесткое сопротивление Берлина и Парижа, продиктованное позицией Москвы.
Россия задействовала все механизмы своего влияния, дабы не
допустить ПДЧ для Украины и Грузии. И нашла в этом поддержку в первую
очередь Берлина. "Особые" отношения Москвы и Берлина – предмет
отдельного анализа, но нужно отметить, что украинская дипломатия
откровенно не доработала в этом плане. Чего стоит тот факт, что большую
часть этого важного года посольство Украины в Германии фактически было
"обезглавлено"! В результате, на фоне дипломатического бессилия
Киева в двух главных европейских столицах, откровенный лоббизм Украины
и Грузии со стороны США, сыграл "в минус". Ведь для европейцев
понятно, чью сторону в альянсе заняли бы новые страны в случае
приобретения членства. "Старую Европу", которая сегодня пытается
избавится от влияния слабеющей Америки, и так раздражают действия новых
членов альянса. Но этот фактор в Киеве особо не учитывали… А завтра была война… Фактически
после Бухарестского саммита, когда Украина и Грузия получили временный,
но вполне очевидный "от ворот поворот", и серьезно разозлили Россию, в
обеих странах возник определенный вакуум безопасности. Ведь все военный
эксперты в один голос твердят – армии и вооружение этих стран не
способны гарантировать даже минимальную безопасность в случае внешней
угрозы. 8 августа разразилась российско-грузинская война. Не
углубляясь в выяснение того, кто спровоцировал этот военный конфликт,
нужно отметить следующее - впервые в современной истории была нарушена
система международной безопасности, которая была установлена в Ялте и
Постдаме после Второй мировой войны. Вторжение России на
территорию независимого государства показало полную недееспособность
международных институтов, целью которых является сохранение мира и
безопасности. В этот момент граждане Украины могли сполна
осознать проблему отсутствия современной и адекватной вызовам системы
безопасности страны.
Не удивительно, что количество сторонников вступления в НАТО в это
время выросло на 8-10%. Западная пресса в один голос говорила, что
именно позиция Германии по поводу ПДЧ для Украины и Грузии стала одной
из причин этого вооруженного вторжения. Западное общественное
мнение фактически вынудило канцлера Германии Ангелу Меркель заявить,
что Украина и Грузия должны немедленно получить ПДЧ. Но уже через
несколько недель госпожа Меркель фактически взяла свои слова обратно. Что
же случилось за это время? Собственно, Украина даже в супер выгодной
для себя внешнеполитической позиции не смогла убедить Запад в
необходимости быстрых решений по евроатлантической интеграции страны. В
это время Киеву необходимо было продемонстрировать единство
политических элит в вопросе гарантий безопасности и выбора в пользу
коллективной системы НАТО. Это должно было бы окончательно убедить
западную общественность в том, что медлить в вопросе ПДЧ в отношении
Украины означает подыгрывать агрессивным планам Москвы. Вместо
этого, информационный фронт открыла Москва, и достаточно успешно его
провела, переубедивши европейскую общественность в вопросе
сомнительного начала войны. А в Киеве… Президент распустил парламент,
чем поверг страну в пучину острого политического кризиса. Именно это,
вместе с разразившимся мировым экономическим кризисом, и привело к
тому, что 2 декабря в Брюсселе министры иностранных дел стран НАТО даже не вынесли в порядок дня вопрос о ПДЧ для Украины и Грузии. Ограничились
предоставлением Годовых национальных программам, выполнение которых
будет оценено союзниками. Речь идет о четких программах реформ,
необходимых для вступления в альянс. Оптимисты говорят, что по сути это тоже самое ПДЧ.
Но именно статус ПДЧ дает стране четкий статус страны-кандидата на
вступление в альянс. А новая форма сотрудничества, придуманная для
Украины и Грузии, это довольно общая программа, главная цель которой –
не оттолкнуть так называемые "новые демократии", но и не разозлить
Москву. Штиль в Евроинтеграции Достаточно
амбициозными были планы Киева и по поводу евроинтеграции. Но даже на
фоне вполне благоприятной внешней ситуации, 9 сентября, на саммите ЕС в
Париже было договорено лишь о том, что следующее соглашение между
Украиной и ЕС будет носить название "Соглашение об ассоциации". Тем
не менее, так и неизвестно, будут ли в этом соглашении определены
принципы политической и экономической интеграции, а также перспектива
членства нашей страны в ЕС. Скорее всего, не будут, тем более в 2009
году. Сегодня, когда экономика Украины оказалась наиболее
восприимчивой к кризису в мире, наши западные соседи с тревогой
наблюдают, как Киев будет выходить из кризиса. Политическая
нестабильность, перманентные выборы, отсутствие большинства в
парламенте, рекордное падение курса национальной валюты и промышленного
производства – это совсем не тот фон, на котором возможны успешные
переговоры о перспективах членства в ЕС. Нужно также отметить,
что не лучшие времена переживает и сам Евросоюз. Кризис ударил и по
нескольким новым членам ЕС, что требует серьезной помощи со стороны
союза. Все чаще звучат тезисы о необходимости моратория на
дальнейшее расширение ЕС, который "не переварил" еще последней волны
расширения. Система функционирования ЕС нуждается как минимум в
институциональной реформе, современный мир требует скоординированных и
быстрых решений, чем бюрократическая система Союза похвалиться никак не
может. Есть и ряд других проблем. Например, сегодня в ЕС очень
тревожно ожидают председательствования Чехии, тем более в разгар
кризиса. После Саркози, Мирек Тополанек вряд ли сможет проводить
эффективную европейскую политику – говорят европейцы. Поэтому,
наибольшее ожидания на следующий год – это проект "Восточное
партнерство". Реальные шаги по евроинтеграции возможны лишь после
президентских выборов в Украине, и то, в случае, если эти выборы
пройдут в соответствии с евростандартами, и Киеву удастся преодолеть
экономический кризис. "Николайчик" от Кондолизы И, наконец, немного о позитиве. Настоящий
подарок получил Киев от уходящей Администрации Джорджа Буша младшего.
После того, как все его личные усилия и усилия госсекретаря США
Кондолизы Райс в плане продвижения Украины в НАТО оказались тщетными, Вашингтон таки пошел на подписание двустороннего документа с Киевом – Хартии о стратегическом партнерстве. Собственно,
о возможности подписания такого документа говорили уже несколько
месяцев, особенно после российского вторжения на территорию Грузии.
Намного громче о подписании подобного документа, который бы содержал
гарантии безопасности, говорил Михаил Саакашвили в контексте своей
страны, но пока Хартия подписана с Украиной. Текст документа
публично не обнародован, на сайте МИД Украины о Хартии написано три
строчки весьма общих утверждений. Немного больше информации в интервью "Зеркалу недели" предоставил посол США в Украине Вильям Тейлор. По
словам посла, документ состоит из нескольких частей, в которых речь
идет о сотрудничестве в оборонной, энергетической, экономической и
торговой сферах. Главный тезис – "признавая глобальные
угрозы стабильности в мире, для их предотвращения Украина и Соединенные
Штаты будут укреплять свое сотрудничество в вопросах обороны и
безопасности". Речь идет и о совместных учениях, и о поставках вооружений. США
имеют практику подобных двухсторонних договоров о гарантиях
безопасности. Классический пример – Саудовская Аравия, договор с
которой подписывал еще Франклин Рузвельт, в результате получив
надежного партнера на Ближнем Востоке и в ОПЕК на многие десятилетия. Как
сообщил посол Тейлор, в Хартии нет прямой нормы о предоставлении
военной помощи в случае военной агрессии со стороны другой страны,
поскольку такого рода гарантии должны быть ратифицированы конгрессом. "Но
в хартии вновь подтверждается принцип Будапештского меморандума: если
будут нарушены границы, то в этом случае мы встретимся и обсудим наши
последующие шаги", говорит посол. Россия, в ответ на подписание
этого документа, уже несколько дней молчит. Очевидно, что в Кремле
такой шаг со стороны уходящей администрации Буша, совсем не вызывает
положительных эмоций. Вряд ли понравились Москве пункты о модернизации украинского флота и усилении присутствия США в Крыму. Ответ
Москвы может дорого обойтись Киеву, который, задолжав Газпрому весьма
приличную сумму, может вообще остаться без газа с 1 января. За
полторы недели до Нового года в Украине не только нет на руках
соглашениях о газовых поставках на 2009, но даже приблизительно не
определена и цена "голубого топлива". Киев, конечно, может апеллировать
к падению цен на нефть, но Москва четко понимает, что является
монополистом поставок газа в Украину, поэтому готова диктовать свои
условия. *** Итак, к
итогам. Два главных внешнеполитических приоритета страны –
евроинтеграция и евроатлантическая интеграция фактически оказались
проваленными. Вступление в ВТО пока не дало ожидаемого эффекта по
стимулированию украинской экономики, которая оказалась очень уязвимой к
мировому финансовому кризису. В 2008 Киев оставался пассивным
наблюдателем не только в контексте общемировых процессов, но даже
региональных. Региональное объединение ГУАМ в 2008 вообще не
функционировало, связи с постсоветскими странами все больше теряются,
взамен же не появляются новые партнеры на Западе. Отношения с
Румынией стали более напряженными, Украину все дальше отодвигают как
участника переговоров по урегулированию Приднестровского конфликта. Делимитация
границ с РФ не продвигается, в этом связи дипломаты могут похвалиться
разве что несколькими скандальными выпадами в адрес друг друга. Отношения
с Россией после грузино-российской войны пребывают в состоянии
"ледникового периода" на фоне постоянных воззваний со стороны
Президента Ющенка о необходимости конструктивного сотрудничества двух
стран. Что делать в связи с этим всем – вопрос риторический.
Ответы понятны, они много раз звучали, но так и не были услышаны теми,
кто формирует внешнюю и внутреннюю политику страны. Сегодня
очевидно, что без решения внутренних проблем, Украина не только не
сможет играть какую-либо роль в мире и выполнять поставленные
внешнеполитические задачи, она вообще может исчезнуть с мировой карты в
нынешнем виде. Это необходимо осознать как новую реальность.
Слабое экономически, социально и политически нестабильное государство в
центре Европы с 46-миллионным населением – это угроза. Экономический
кризис требует объединения всех политических сил для "перезапуска"
экономики и упреждения социальных взрывов. Если политические элиты
окажутся неспособными к консолидации в такой момент для страны, они не
объединятся даже перед расстрелом. Мы проигрываем все
внешнеполитические сражения только потому, что не можем говорить одним
голосом, голосом национальных интересов страны и интересов каждого
отдельно взятого ее гражданина. Если страна будет относиться к своим
гражданам так, как относиться Украина к пленникам на "Фаине", с этой
страной не будут считаться никогда. Следующим шагом должен
стать новый "общественный договор", условно говоря, реформы в жизненно
важных сферах – судебной, правовой, управленческой. Главное, чтобы все
политические и экономические элиты согласились, наконец, играть по
одним правилам. Государство должно стать государством, а не бизнесом или местом удовлетворения чьих то властных амбиций. Иначе
говоря, если мы хотим назваться демократическим государством, то, как
говорит один мой друг, должны строить развитую демократию, а не
сумасшедший дом. Пока же упрямо получается второе… Но решение
внутренних проблем – это далеко не все. Мир стал глобальным. В нем
нельзя быть сильным, если не имеешь влияния и авторитета. Поэтому
Украине жизненно необходимо, наконец, осознать все преимущества
геополитического положения своей страны, избавиться от украинской
провинциальности и научиться формировать стратегии и идеи для развития
Балто-Черноморского региона и постсоветских стран. Украина может и должна играть роль регионального центра, это будет главной реальной гарантией ее независимости и стабильности. Виктория Сюмар, Институт массовой информации, для
situation.at.ua
|