Через год после катастрофы российских судов в Керченском проливе
совместная украинско-российская рабочая группа по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций пришла к выводу, что угрозы
вторичного загрязнения прибрежной территории, а также акватории
Азовского и Черного морей нет. Об этом сообщил председатель
республиканского комитета Крыма по охране окружающей природной среды
Евгений Бубнов.
Он напомнил, что в августе текущего года удалось устранить одну из
главных угроз для акватории Керченского пролива, которая случилась
после катастрофы судов: российская сторона подняла и отбуксировала к
берегу кормовую часть судна "Волганефть 139", из которого в пролив
вылилось более 2 тыс. тонн мазута. Теперь часть этого судна не
представляет угрозы, поскольку остатки нефтепродуктов из него уже не
вытекают в море.
Еще одной угрозой, которая продолжает быть актуальной, Бубнов назвал
загрязнение украинского острова Коса Тузла, где фоновые показатели в
некоторых внутренних водоемах острова превышают в 30 раз предельно
допустимые концентрации нефтепродуктов.
С момента кораблекрушений сотрудники МЧС и военнослужащие собрали на
северном и восточном побережье Керченского полуострова от косы
Арабатская стрелка до мыса Такиль 6,8 тысячи тонн нефтепродуктов,
смешанных с песком и водорослями.
"На всех городских пляжах Керчи сохраняется маленькое превышение
предельно допустимой по санитарным нормам концентрации нефтепродуктов.
Это не опасно для жизни, но это не дает нам забыть, что следует и
дальше помогать природе самоочищаться", – сказал Бубнов.
И добавил, что еще одной угрозой остается неурегулированность якорных
стоянок в Керченском проливе, где продолжается перевалка грузов по
принципу с судна на судно.
Также одним из главных вопросов было определение правил судоходства в
Керченском проливе. Министерства транспорта и экологии двух стран в
настоящее время нарабатывают предложения и, как ожидается, в средине
декабря, в ходе очередной встречи между Украиной и Россией, этот вопрос
должен быть урегулирован.
Кроме того, через год после катастрофы, в соответствии с международным
морским правом, украинские и российские госорганы имеют право сами
самостоятельно решать, что делать с еще тремя затонувшими судами,
которые остаются лежать на дне Керченского пролива. В частности, это
теплоходы "Вольногорск", "Ковель" и "Нахичевань", которые представляют
угрозу для судоходства.
С целью обеспечения безопасности мореходства, экологической
безопасности в плане предусмотрены мероприятия по подъему затонувших
теплоходов, а также начата подготовка и согласование соглашения между
правительствами РФ и Украины о сотрудничестве в Черном и Азовском
морях.
Напомним, 11 ноября 2007 года в результате штормового ветра в акватории
Черного моря и в Керченском проливе (пострадала также акватория моря в
районе острова Коса Тузла, крымское побережье Азовского моря до
Арабатской стрелки) потерпели крушение 12 судов, в том числе восемь
российских.
Затонули четыре судна, в частности, три российских сухогруза –
"Вольногорск", "Нахичевань", "Ковель". Были сорваны с якорей и сели на
мель шесть судов, получили повреждения два российских танкера
"Волгонефть-123" и "Волгонефть-139".
Из танкера "Волгонефть-139" в воду попало около 2000 тонн мазута. На
борту сухогруза "Вольногорск" находилось 2,436 тыс. тонн серы, на борту
"Нахичевани" – около двух тыс. тонн серы.