Ровно 79 лет назад – 29 октября 1929 года - произошло то, что сейчас все
помнят под названием "черный вторник". Этот день официально считают
началом Великой депрессии, которая вошла в историю как самый серьезный
глобальный экономический кризис современности, и которая существенно изменила
как экономические подходы, так и политическую ситуацию в мире.
Сегодня эта тема актуальна как никогда за последние почти восемь десятков
лет. Эксперты нынче спорят, сравняется ли нынешний кризис с "Великой
депрессией" и как надолго затянется экономическая рецессия в мире.
Многие мировые лидеры, экономисты и интеллектуалы также пытаются просчитать
последствия того, что сегодня наблюдается на финансовых рынках мира. Пока что
очевидны последствия в сфере экономики: в краткосрочной перспективе мир ждет
рецессия - снижение ВВП наблюдается практически во всех странах.
Понятно, что снижение деловой активности неминуемо приведет к росту
безработицы, падению платежеспособности на главных рынках. Уже сейчас многие правительства
задумываются, как решать грядущие социальные проблемы.
Тем более, что о наполнении бюджетов говорить не приходится – активность
замерла как на внутренних, так и на внешних рынках, поэтому экспортные отрасли,
которые обычно являются главными бюджетообразующими отраслями, будут тоже остро
переживать кризис. А золотовалютные резервы будут работать на сохранение
банковской системы и поддержку промышленных отраслей, а не на социальные нужды,
которые в таких условиях отходят на второй план.
Но последствия кризиса проявятся не только в экономике и социальной
политике, они, в значительной степени, отобразятся и в геополитике.
Речь идет о новой конструкции мира, о которой сегодня только начинают
говорить. Какой она будет, определенно не знает еще никто. Пока можно говорить
об общих признаках и тенденциях.
Итак…
Кризис идеологии "рыночного фундаментализма" и международной
валютно-финансовой системы
То, что мы наблюдаем сегодня, впору называть и кризисом идеи либерального
саморегулирующегося рынка. Верные апологеты этой идеи из правящей элиты США
ничего не предпринимали, ожидая саморегулирования рынка. А когда кризис
оказался более глубоким, чем ожидалось еще несколько месяцев назад, они
вынуждены были прибегнуть к мерам, которые впору назвать социалистическими, а
не либеральными.
Речь идет о процессах национализации, политики протекционизма и прямого
вмешательства государства в экономику - в первую очередь это касается
проблемных сфер.
Все это неминуемо приведет и к политическим последствиям. Границы государств
постепенно будут закрываться - хотя бы под прикрытием протекционистских мер, а
роль международных глобальных структур, таких как, например, МВФ будет снижена,
поскольку они продемонстрировали низкую эффективность.
Многие эксперты уже высказывают мнение, что Бреттон-Вудская система, которая
дала жизнь таким структурам как Международный валютный фонд и Мировой банк,
сегодня переживает не кризис, а терпит крах. Хотя кончину Бреттон-Вудсу
предрекали еще в 70-х, когда систему модернизировали, "отвязав"
доллар от привязки к золоту. Тогда, на Ямайской конференции, было принято
решение о плавающих валютных курсах, что сохранило ведущую роль МВФ, а значит и
США, в мировой валютной системе.
15 ноября 2008 года представители 20 ведущих стран мира вновь соберутся на
первый общемировой саммит с участием руководителей развитых и развивающихся
стран, посвященный проблеме кризиса и реформированию финансовой системы.
Инициатива созыва мирового антикризисного саммита принадлежит президенту
ныне главенствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози. Позиция ЕС
такова: в этой встрече должны принять участие не только страны "большой
восьмерки", в которую входит и Россия, но также ведущие развивающиеся
страны - Китай, Индия, Бразилия, Мексика, ЮАР.
Саркози не скрывает, что мировые державы должны привести глобальную
финансовую систему к "новому Бреттон-Вудсу", где роль доллара может
быть существенно снижена.
Между тем, как отмечают аналитики, Вашингтон с опаской относится к идеям
радикального реформирования мировых финансов, центром которых до сих пор
является Уолл-стрит.
Эксперты открыто говорят, что новая система серьезно поубавит влияние США на
финансовую и экономическую систему мира. А глава МИД РФ Сергей Лавров уже заявил, что
Россия будет согласовывать свои шаги по преодолению финансового кризиса с
Индией и Китаем.
Фактически речь идет о формировании новых мощных межгосударственных союзов и
новых финансовых конструкций, более эффективных, чем Бреттон-Вудская система.
Это еще и свидетельствует о поиске новых форматов для принятия общемировых
решений.
Конец однополярного мира или Закат США и Восход Китая
Финансовый кризис и начало реформ мировой финансовой системы может привести
к существенному ослаблению политического влияния США в мире. Как говорит
известный финансист Джордж Сорос, результатом кризиса будет смещение центра
мирового влияния в Азию – а именно в сторону Китая.
"Китайцам через какое-то время будет принадлежать большая часть мира,
поскольку они переведут свои долларовые резервы и вклады в США в настоящие
активы. Это изменит расстановку сил. Сдвиг власти в сторону Азии произойдет в
результате совершенных Америкой за последние 25 лет грехов", — безжалостно
заключил Сорос.
С этой логикой сложно поспорить, ведь сегодня Китай является третьей
экономикой мира. Но, в отличие от США и Евросоюза, именно Китай накопил самые
большие в мире золотовалютные ресурсы, имеет модернизированную экономику,
огромное количество дешевой рабочей силы и огромные рынки.
Сейчас Китай тоже ощущает влияние мирового кризиса. Национальное
статистическое бюро КНР обнародовало данные, согласно которым рост валового ВВП
в III квартале 2008 года составил 9%, понизившись на 1,1% по сравнению с
показателем за II квартал. С одной стороны, эти цифры не кажутся особо
проблемными, но нужно иметь ввиду, что в последний раз квартальный рост ВВП
Китая опускался ниже двузначного значения в 2002 году.
Тем не менее, Китай относится к тем странам, которые и выигрывают от
кризиса. Ведь Китай является вторым в мире импортером нефти, а, учитывая, что
цены на черное золото во время кризиса снизились со 140 до 60 долларов за
баррель, можно лишь прикинуть, сколько выиграет от этого экономика Китая.
Желание китайцев играть более весомую роль в мире проявляется давно, но
сейчас для реализации этой мечты достаточно удобный момент. Известный китайский
экономист Ши Цзяньсюнь уже призвал к "диверсификации валютной и финансовой
системы и справедливому финансовому порядку, который не будет зависеть от
Соединенных Штатов".
Тем не менее, это еще не повод, чтобы говорить о радикальном "Закате
Запада". Очевидно, что США обладают сегодня самым серьезным военным
арсеналом в мире, посему их роль в сфере безопасности останется решающей, даже
в случае, если вследствие кризиса экономика США сдаст свои лидирующие позиции.
Точно также бурное развитие Китая прямо связано с западными рынками. Без
американского и европейского рынков сбыта, Китай точно не сможет и дальше
демонстрировать темпы экономического роста.
Евросоюз: кризис как повод для
реформ
Евросоюз также уже давно стремится поубавить влияние США. Эта страна в роли
"главного мирового полицейского" многих в ЕС откровенно раздражает,
как и желание американцев играть весомую роль в том же Евросоюзе, пользуясь
таким инструментом, как договоренности с "новыми членами" ЕС –
странами бывшего соцлагеря.
В ЕС, как и европейские члены НАТО, уже не раз отказывались следовать
позициям США - как это было во время операции в Ираке или в вопросе о
расширении альянса.
В Бухаресте Джордж Буш сделал все от него зависящее, чтобы гарантировать ПДЧ
для Украины и Грузии, но что из этого вышло – украинцам хорошо известно. Старая
Европа – Германия и Франция – сыграли в свою игру.
Германия, которая является главной экономикой Евросоюза, уже давно пытается
усилить свою роль в ЕС, и кризис может стать удачным моментом и для
реформирования отношений внутри союза.
Немцев, французов и итальянцев раздражает главный принцип принятия решений в
ЕС: одна страна – один голос. Понятно, что этот принцип отстаивают небольшие
страны-члены союза, большинство из которых – новые члены.
Но сегодня именно они наиболее подвержены кризису, а, значит, прямо зависимы
от государств-доноров ЕС. В такой ситуации экономическая поддержка в обмен на
политические уступки – не редкость.
К тому же, кризис, к которому ЕС оказался весьма восприимчив, на многие годы
отодвигает вопрос расширение союза. Сейчас на повестке дня скорее закрытие
границ и политика протекционизма.
Изменение же порядка принятия решений в союзе может быть мотивировано
жизненной необходимостью сделать этот процесс более мобильным во имя быстрого
реагирования на кризисные вызовы.
Россия: шанс на региональное
лидерство
Россия сегодня достаточно болезненно ощущает на себя последствия кризиса.
Кризис 2008 года уже привел к потерям на фондовом рынке, вдвое превышающим
показатель кризиса 1998 года. За каких-то полтора месяца котировки акций на
Российской товарно-сырьевой бирже упали впятеро! Цена на нефть - более чем в
два раза.
Такой сложной ситуации в Кремле явно не ожидали, там сейчас оперативно
переписывают проект бюджета на следующий год, ведь прогнозировались совсем другие
поступления.
В этих условиях правительство Владимира Путина оказалось достаточно активным
игроком. На выкуп акций были брошены огромные деньги из резервного Фонда
государства. Золотовалютные резервы страны, накопленные благодаря высоким ценам
на нефть, позволяют государству противостоять кризису, но все зависит от того,
насколько глубоким и затянутым во времени он окажется. Однако, не надо
забывать, что у России большие внешние долги, и в случае истощения
золотовалютных резервов страны, гасить их будет нечем.
Понятие "дефолт" в этой стране помнят еще с 1998 года.
По-видимому, государственная интервенция на рынке ценных бумаг и политика
национализации будут главной стратегией Кремля, и от многих перспективных
проектов придется воздержаться.
При цене на нефть в 60 долларов разрабатывать новые месторождения и строить
новые нефтепроводы попросту невыгодно. А это значит, что Москве придется
немного попридержать свои амбиции в энергетической экспансии и получении
политических дивидендов.
Как говорит известный российский экономист Егор Гайдар, кризис приведет и к
политическим последствиям: "Управлять Россией при цене на нефть 140
долларов за баррель и 70 долларов за баррель — это разные задачи. Это изменит
условия работы российских властей.
Возможны два сценария развития событий — либерализация режима и попытка
его ужесточения.
Не знаю, по какому пути пойдет наша страна, но могу определенно сказать:
если стратегией, которую выбирают власти, становится ужесточение режима, то это
будет ошибкой.
Поэтому надеюсь, что кризис отрезвит российские власти, элиту, граждан.
Что сократится объем популизма в экономической политике, проявится более
трезвый подход к расходным программам бюджета, менее слышным станет барабанный
бой во внешнеполитической риторике".
Тем не менее, нефть в ближайшей перспективе будет одним из наиболее
ликвидных товаров. По оценкам экспертов Мирового банка, именно Россия является
самой мощной экономикой в регионе. Если кризис окажется более разрушительным в
странах-соседях, то у Москвы появится реальная возможность вернуть утраченное
за последние годы влияние на них.
В Москве всегда мечтали об этом, а кризис сделает правительства стран
соседей более компромиссными, тем более что большинство этих стран являются
энергетически зависимыми от российских нефти и газа.
Украина - среди наиболее уязвимых
Наиболее уязвимыми к кризису будут как раз экономики стран, которые
развиваются, в том числе и Украины.
Политическая нестабильность и патологический социальный популизм всех без
исключения украинских правительств привел к тому, что за 17 лет независимости в
стране так и не было экономических реформ. Резкий отток западных капиталов, для
которых развивающиеся рынки являются второстепенными, привел к фактическому
обвалу гривны.
Способности поддержать валюту у Национального банка нет, так как
золотовалютные запасы несущественны, и в дни кризиса тают как снег весной.
Кстати, эта сфера была всегда не очень прозрачной, но нынче у Нацбанка стоит
спросить, что с золотовалютными резервами и как их используют.
Снижение деловой активности в мире привело к снижению цен на сталь, что
сразу же ударило по главным бюджетообразующим отраслям. Бюджет недополучает
денег, социальные выплаты неминуемо сокращаются, а государство фактически не
имеет возможности стать активным игроком на рынке в силу своей слабости.
Надежды на то, что Стабилизационный фонд удастся быстро наполнить реальными
средствами, благодаря приватизации, достаточно призрачны, поскольку
потенциальные инвесторы сегодня предпочитают выжидать, пока цены упадут, как
говорится, ниже плинтуса.
Не даром Украина сегодня является одним из наибольших в мире реципиентов
помощи МВФ. Ведь по оценкам экспертов, экономика страны без серьезных вливаний,
может и не пережить нынешний кризис.
Хотя куда пойдут эти 16,5 миллиардов долларов долга страны, пока тоже
непонятно - правительство об этом молчит. Но ведь важно не столько получить
средства, сколько эффективно распорядиться этим, подчеркнем, кредитом, для
"перезапуска" экономики, а не для проедания или еще хуже для
"заработка" чиновникам и политикам.
Именно сейчас украинским политикам стоило бы вспомнить, в чем состоял
"новый курс" Рузвельта. Может тогда удалось бы уберечь страну от
будущих ошибок, и дать ей новый импульс развития.
Да, кризис требует вмешательства государства в экономику, но это возможно
только для спасения жизненно важных отраслей и должно в себя включать запуск
инновационных моделей развития, а также решение будущих социальных проблем.
Говоря более понятным языком: если Рузвельт в 30-х годах строил дороги,
нанимая под это армию безработных от имени государства, то украинское
правительство могло бы занять людей, например, под внедрение новой
энергетической системы, основанной на природных источниках энергии.
Это только одно направление, на которое можно и нужно делать сегодня ставку.
Для этого нужна грамотная государственная программа и политическая воля к ее
внедрению. И именно такой выход из кризиса даст перспективу стране.
Итак, мир снова многополярен?
Итак, с высокой долей вероятности можно говорить, что финансовый и
экономический кризис привел к кризису однополярного мира - сегодня мир стоит на
пороге новой геополитической конструкции.
Наиболее вероятно, что в этой конструкции будет несколько центров мирового
влияния и регионального притяжения – помимо США такими центрами станет Китай с
Индией, Япония и другие страны юго-восточной Азии, Евросоюз, центр которого
сместится в сторону Берлина, Бразилия и Мексика, которые играют все более
значимую роль в экономике Латинской Америки, и Россия, которая сегодня пытается
стать главным флагманом нефте- и газодобывающих стран, а также пытается играть
"главную скрипку" на постсоветском пространстве.
Темпы глобализации определенно снизятся, ведь главной силой глобализации
является международная торговля, которая пока не обещает бурно развиваться, и
глобальные фондовые рынки, на которых свирепствует кризис. А посему возрастет
роль именно региональных центров.
Теоретики геополитики говорят, что многополярный мир таит в себе много
угроз, так как у определенного центра всегда может возникнуть искушение стать
центром общемировым, а это чревато силовыми конфликтами. Но это уже другая
история…
Виктория Сюмар, Институт массовой информации
|