У магазинов появился новый повод писать заниженные прайсы на
ценниках и таким способом обманывать покупателя. Цены в супермаркетах
растут, но мы узнаем об этом только у кассы. Как с этим бороться?..
Недостоверная
информация на ценниках – нынче явление распространенное. А между тем,
это грубейшее нарушение прав потребителей – на то и Конституция, и
Закон имеются. Как действовать в этой ситуации - рассказала ведущий
эксперт по вопросам защиты прав потребителей проекта «Сообщество
потребителей и общественные объединения» Наталия Бородачева. Практика свидетельствует, что выяснять отношения с кассиром в этом
случае бесполезно: что показало сканирование штрих-кода, то и положено
оплатить. Искать администраторов – опять же, потеря времени: где они
находятся, часто не ведает никто из персонала.
Охранники тоже не
помогут – они представляют отдельную службу. Но разбираться в этой
ситуации надо обязательно – нарушается статья 42 Конституции Украины:
«Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль над
качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ». А
покупатель, которого в магазине-нарушителе и выслушать некому, остается
мало того что обманутым, так еще и незащищенным.
То, что правы в этой ситуации именно мы, покупатели, подтверждает и Закон Украины «О защите прав потребителей»:
1. Статья 15 «Право потребителя на информацию о продукции» устанавливает в п. 1: «Потребитель имеет право на получение
необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о
продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и
компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю
до приобретения им товара или заказа работы/услуги», а подпункт 6
гласит, что информация о продукции должна содержать цены. В п. 3
конкретизировано: «Надписи о цене реализации продукции должны быть
четкими и простыми для понимания».
2. Статья 17 «Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания» в п. 1 гласит:
«применение
прямых или непрямых ограничений прав потребителей не допускается», а в
п. 5 читаем: «В случае нарушения прав потребителей на предприятиях
сферы обслуживания продавец (производитель, исполнитель) и работники
этих предприятий несут ответственность, установленную законом».
3. Статья 18 «Признание недействительными условий договоров, ограничивающих права потребителей» разъясняет в п. 3, что:
«несправедливы,
в частности, условия договора об определении цены товара на момент его
поставки потребителю», а в п. 8: «Нечеткие или двусмысленные положения
договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя».
Закон позволяет сделать вывод, что:
–
скрытая от потребителя информация, доступная кассиру лишь через
сканирование штрих-кода, не считается той информацией, которую продавец
предоставляет потребителю для оплаты товара;
– когда потребитель
смотрит ценник и берет товар с полки, он заключает устный договор с
магазином, соглашается на покупку. Если же цена на ценнике указана
неверная, то такой договор считается недействительным, и покупатель
имеет право вернуть даже проплаченный на кассе товар надлежащего
качества и относящийся к товарам, не подлежащим обмену и возврату ;
–
нечеткое и двусмысленное положение договора (одна цена отражена на
ценнике товара, а другая – в базе данных продавца) по закону толкуется
в пользу потребителя.
Так что правы в этой ситуации именно
покупатели. Как же бороться с «забывчивым» магазином? Надо не пожалеть
времени и отослать претензию по адресу предприятия-продавца, а копию –
местному управлению по защите прав потребителей (адрес должен быть в
уголке потребителя, рядом с книгой жалоб). Магазину за такое нарушение
грозит административное наказание, то есть штраф – и немалый. daily.com.ua